Приветственные послания участников открывающего пленарного заседания

Мартин Шульц,
председатель* Европарламента

Дамы и господа,
Уважаемый г-жа Немцова,
Уважаемый г-н Ходорковский,
Уважаемые коллеги,
Дорогой Ги,
Дорогие друзья,

Почти два года назад, 27 февраля 2015 года Борис Немцов был жестоко убит в центре Москвы, на мосту, совсем рядом с Кремлем.

Борис Немцов был не только бывшим заместителем председателя правительства Российской Федерации. Он был одним из лидеров либеральной и демократической оппозиции в России, реформатором, которого поддерживали и которым восхищались многие люди в России. В 2015 году он расследовал участие России в конфликте на Донбассе. Его мужество, приверженность демократической России — пример гражданского участия для всех жителей страны.

Его смерть стала шоком для всего мира, воскресив в памяти многие другие трагедии: смерти журналиста Анны Политковской и юриста Сергея Магнитского. Но опять, почти два года спустя, следствие не привлекло к правосудию истинных заказчиков преступления.

Незадолго до своей смерти Борис Немцов занимался участием России в украинском конфликте. Он был полон решимости придать огласке факты, которые утаиваются от граждан России, — это задача огромной важности. Именно конфликт на Украине — главная причина, по которой отношения Запада с Россией достигли наиболее низшей точки со времен холодной войны.

Запад ввел санкции против России из-за незаконной аннексии Крыма, и они регулярно продлеваются по причине невыполнения Россией своих обязательств в рамках Минского соглашения 2015 года. Мы по-прежнему рассчитываем на то, что Россия начнет полностью соблюдать режим прекращения огня, вступивший в силу с 31 августа [2016 года], обеспечит разоружение всех незаконных группировок и передаст контроль над государственной границей украинскому правительству. Еще большее разочарование вызывает российская авиаподдержка сирийского режима, который наносит удары по территориям с мирным населением.

Другие лидеры государств-членов ЕС, партнеры на Балканах и наши восточные соседи сообщают мне о своей обеспокоенности враждебными действиями российского руководства.

Для наших отношений с Россией настали трудные времена.

Официальные межпарламентские отношения ЕС с Россией и наши миссии [в этой стране] заморожены, поскольку российские коллеги вовлечены в украинский конфликт, и против них действуют визовые запреты. Контакты с гражданским обществом в России также затруднены из-за того, что российские власти используют закон об «иностранных агентах» против независимых НКО.

Тем не менее, диалог должен и будет продолжаться. Каналы коммуникаций должны оставаться открытыми с поправкой на санкционную политику ЕС. Только режим диалога позволит нам сохранять шансы на преодоление наших расхождений.

Восстановление сотрудничества с Россией было бы огромным достижением. У Европы и России, у европейцев и россиян общая история. России нужен ЕС, а ЕС нуждается в России. Вместе мы сильнее.

Только совместными усилиями мы можем бороться с важнейшими вызовами, стоящими перед нами сегодня: разрешение конфликтов в соседних государствах, борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, изменение климата. Исторические соглашения, в том числе в рамках ядерной программы Ирана и Конференции по климату в Париже, показывают, на что мы способны, когда работаем сообща. И мы ожидаем, что все стороны, подписавшие эти соглашения, будут в полной мере их выполнять. Я хочу, чтобы в будущем Россия и ЕС работали вместе, но сначала нам необходимо поддержать международный правопорядок, на котором основан наш общий мир и безопасность.

Сегодняшний форум может стать первым шагом в этом направлении. У него амбициозные и перспективные цели. Он предлагает платформу для конструктивного диалога между представителями гражданского общества, учеными, бизнесменами, политиками и чиновниками из России и Евросоюза. Мне будет весьма интересно услышать ваши мнения и рекомендации по ключевым вопросам, таким как наши ценности, государственное управление, экономика и отношения с остальным миром.

Я искренне поздравляю г-жу Немцову и Фонд Бориса Немцова за свободу, Открытую Россию Михаила Ходорковского, Фонд Фридриха Науманна за свободу и членов Европейского парламента (Ги Верхофстадта и Ребекку Хармс) за организацию и межпартийную поддержку этого важного события. Хочу еще раз поблагодарить вас за приглашение принять в нем участие.

Этот форум называется «Форум Борис Немцова». Я уверен, что форум будет соответствовать ожиданиям и станет одним из главных наследий Бориса Немцова, служащим во благо России и российско-европейских отношений.

Желаю всем вам успешного мероприятия.

Большое спасибо.

Скачать полный отчет

Welcome remarks from the opening plenary session

Martin Schulz
MEP, President of the European Parliament

Ladies and Gentlemen, Dear Ms Nemtsova, Dear Mr Khodorkovsky, Dear colleagues, Cher Guy, Dear friends,

Almost two years ago, on the 27th of February 2015, Boris Nemtsov was brutally murdered in the centre of Moscow, on a bridge right next to the Kremlin.

Boris Nemtsov was not only a former Deputy Prime Minister of the Russian Federation. He was one of the leaders of Russia’s liberal and democratic opposition, a reformer, supported and admired by many in Russia. In 2015 he was investigating Russia’s participation in the Donbas conflict. His courage, his commitment to a democratic Russia, stand as an example of civic engagement for the whole country.

His death was a shock to the whole world and it reminded us of too many other tragedies, among which I would mention journalist Anna Politkovskaya and lawyer Sergei Magnitsky. Yet again, almost two years later, the investigation has not brought the main instigators to justice.

Shortly before his death, Boris Nemtsov was concentrating on Russia’s involvement in the conflict in Ukraine. He was determined to reveal the facts about this conflict, which are kept hidden from Russian citizens, a task of high importance. Because the conflict in Ukraine is the main cause for EU-Russia relations to be at their lowest since the Cold War.

Sanctions have been imposed and are regularly renewed as a result of the illegal annexation of Crimea and because of the unfulfilled commitments by Russia regarding the 2015 Minsk agreement. We still expect full respect of the ceasefire in force since 31 August, disarmament of all illegal groups and a restoration of control of the state border to the Ukrainian government. Russia’s air support to the Syrian regime’s indiscriminate targeting of civilian areas have caused further dismay. And I also hear from other leaders in our Member States and partners in the Balkans and in our Eastern neighbourhood – many are worried about hostile actions orchestrated by the Russian leadership.

These are difficult times for our relations with Russia.

Our official inter-parliamentary relations with, and missions to, Russia are frozen because of our counterparts’ involvement in the conflict in Ukraine and the respective visa bans. Contacts with civil society in Russia are also hampered due to the authorities targeting independent NGOs through the so-called “foreign agents law.”

However, dialogue will continue and must continue. Channels of communication need to remain open whilst respecting the EU sanctions’ policy. Only through dialogue will we maintain the slim chance to solve our differences.

It would be an enormous achievement to re-establish deep cooperation with Russia. Europe and Russia, Europeans and Russians share a common history. Russia needs the EU and the EU needs Russia. Together we are stronger.

There are major challenges that we can only tackle together: solving conflicts in our shared neighbourhood, the fight against terrorism, limiting nuclear proliferation, and reducing climate change. Landmark agreements such as Iran’s nuclear program and at the Paris COP21 conference on climate change show what is possible when we cooperate – and indeed we expect all the signatories to fully implement these landmark deals. I want the EU and Russia to work closer together in the future but first we need to uphold the international legal order on which we base our common peace and security.

Today’s forum can be a first step. It has ambitious, forward-looking objectives. It offers a platform for meaningful dialogue between civil society representatives, academics, the business community, politicians and officials coming from Russia and the European Union. I will be very interested to hear about your discussions and recommendations on essential issues such as our values, our governance, the economy and our relations with the rest of the world.

I sincerely congratulate Ms Nemtsova’s Boris Nemtsov Foundation for Freedom, Mr Khodorkovsky’s Open Russia, the Friedrich Naumann Stiftung für die Freiheit and the Members of this European Parliament (Guy Verhofstadt and Rebecca Harms) – for the organisation and the cross-party support to this important event, and would like to thank you once more for my invitation.

This Forum is called the Boris Nemtsov Forum. I am sure it will live up to be one of Boris Nemtsov’s main legacies, for the benefit of Russia and of EU-Russia relations.

I wish a very successful event to all of you.

Thank you very much.


Download Full Report[/vc_column_text]