Рабочая группа
«Государственное управление и политика»

Сопредседатели: Мари Мендра и Владимир Кара-Мурза

Рабочая группа обсудила итоги избирательного цикла 2016 года и возможности использования полученного опыта в будущем. Еще одной темой дискуссии стало сотрудничество европейских институтов и российского гражданского общества.

Внутриполитическая ситуация в России ухудшается: Конституция не функционирует должным образом, многие демократические институты ослаблены и существуют в лучшем случае лишь на бумаге, правящий режим занят поиском врагов, а не развитием страны, увеличивается разрыв в уровне жизни между регионами. Несмотря на декларируемый патриотизм, российские элиты предпочитают хранить и тратить свои деньги в Европе и США. В то же время элиты отказываются разделять базовые европейские ценности. Таким образом, главное, что связывает их с Западом, — это идеология потребления, представляющая собой и одно из их главных слабых мест.

Демократическая оппозиция в России переживает тяжелые времена: внутренние разногласия, внешние ограничения, целенаправленные репрессии препятствуют нормальной деятельности оппозиционных сил. Одним из крупнейших провалов российской оппозиции стала рекордно низкая явка избирателей на прошедших в 2016 году парламентских выборах — особенно в крупных городах, где оппозиционные партии традиционно пользуются серьезной поддержкой населения. Нежелание участвовать в голосовании отчасти объясняется разочарованием общества в самом институте выборов. С другой стороны, низкая явка может стать проблемой и для Кремля, создав угрозу легитимности президентских выборов 2018 года.

Рабочая группа обозначила несколько возможных стратегий поведения оппозиционных сил, направленных на укрепление общественного доверия и привлечение новых сторонников. Во-первых, оппозиции следует продолжать информировать общество о произволе властей и использовать все доступные средства для привлечения общественного внимания к демократическим альтернативам, предусмотренным Конституцией страны. Задача оппозиции — предоставить российским гражданам инструменты для защиты своих прав.

Во-вторых, оппозиция должна объяснять гражданам смысл участия в выборах — почему так важно прийти в день выборов на избирательные участки и каким образом это может способствовать изменениям в политической жизни страны.

В-третьих, одним из приоритетных направлений деятельности оппозиции должна стать работа с избирателями в регионах. Поддержка инициатив на местах (например, проектов по защите прав женщин или окружающей среды) — необходимое условие для развития гражданского общества.

В-четвертых, оппозиционные силы должны убедить общество в том, что есть альтернатива нынешнему режиму. В 2018 году в России пройдут президентские выборы. К этому времени представителям оппозиции необходимо достичь консенсуса и выдвинуть единого сильного, независимого кандидата.

В-пятых, оппозиционным силам следует прекратить споры и взаимную критику и сосредоточиться на поиске объединяющих идей. Это послужит мотивирующим фактором для потенциальных избирателей — тех, кто, возможно, поддержал бы оппозицию, если бы не ее внутренние разногласия. Другими словами, российским оппозиционерам необходимо объединить усилия, чтобы подготовиться к переходному периоду, который наступит после падения нынешнего режима.

Наконец, должно быть расширено сотрудничество между российскими демократическими силами и Европой. Несмотря на все разногласия и неутихающие споры о том, насколько универсальны европейские ценности, Россия по-прежнему является частью Европы. Сегодняшняя конфронтация России и Запада провоцируется Кремлем: ему необходим внешний враг, которого можно было бы обвинить во внутренних проблемах страны. Вялая реакция Европы на агрессию Кремля позволяет российским властям считать, что они могут безнаказанно продолжать свою политику. Однако, как показывают события последнего времени, происходящее в России оказывает прямое влияние на европейские страны, следовательно, Евросоюз не может и дальше игнорировать политическую ситуацию в России. Участники дискуссии пришли к выводу, что Европе следует больше обращаться к демократической части российского общества, нежели к правящему режиму. По словам представителей ЕС в рабочей группе, с этой точки зрения особенно важно налаживание коммуникации: европейским лидерам и другим заинтересованным сторонам требуется больше информации о том, что именно российское гражданское общество ждет от своих партнеров в Европе.

Сотрудничество западных лидеров и российских гражданских активистов предполагает также совместную разработку «дорожной карты», содержащей список мер, необходимых для нормализации отношений между Европой и Россией. Эта «дорожная карта» должна отражать существующие проблемы, предлагать возможные способы их решения и однозначно давать понять, что в современной Европе нет места политике разделения «зон влияния».

Рабочая группа пришла к заключению, что без реформирования политической системы (ключевыми составляющими которой должны стать изменение Конституции и формирование устойчивой федеральной системы) никакие другие реформы в России невозможны. По общему мнению экспертов, переход к демократии в России реален, но будет непростым. Как показывает исторический опыт Испании, Италии, Франции, традиция не определяет политический выбор страны.

Скачать полный отчет

Working group:
Governance and politics

Co-chairs: Marie Mendras and Vladimir Kara-Murza

The group discussed lessons learned in the 2016 electoral cycle in Russia, and using this experience in the future. Russia’s relations with Europe and cooperation between European institutions and civil society in Russia were also raised.

The political situation in Russia is deteriorating: the Constitution has been hijacked and does not function properly; democratic institutions have been undermined in every aspect and barely exist even on paper; the regime has been focused on searching for enemies instead of developing the country; rifts are growing between Russian regions. Despite their proclaimed patriotism, the Russian elites prefer to keep and spend their money in Europe and the U.S. At the same time, the elites are not interested in adhering to European values, thus, consumerism constitutes their main attachment to the West, which highlights one of their key weaknesses.

Against this political background, the work of the opposition is increasingly challenging. Russia’s democratic opposition has recently been struggling due to internal divisions, constraints created by the regime, and targeted repressions. One of the biggest failures of the opposition was the low turnout at the 2016 parliamentary elections, especially in large cities where support for the opposition is usually high. Part of the problem has been the general public’s disappointment in the very institution of elections, which has led people to stop voting. However, low turnout creates a legitimacy problem for the Kremlin ahead of the 2018 presidential campaign.

The working group outlined a number of strategies for the opposition to increase public trust and garner support. First, the opposition needs to continue its work to inform the Russian public of the abuses of power and use all available channels to draw public attention to the democratic choices provided by the Constitution. Russian people are growing more aware of their rights, and the opposition should work to provide people with the means to defend those rights.

Second, the opposition needs to educate the public about the significance of participating in the elections, explaining why they should be casting a vote and how this simple act can facilitate political change.

Third, working with voters at the regional level should be one of the opposition’s priorities. Local grassroots initiatives (e.g. supporting causes such as women’s rights or environment) are vital to the development of civil society.

Fourth, as part of these efforts, the opposition needs to show there is an alternative to the current regime. Therefore, with the 2018 presidential elections approaching, the opposition should agree upon and endorse a strong, independent candidate.

Fifth, the opposition groups should spend less time arguing and criticizing each other, and more time investing in “success stories” that would serve as a positive motivator for the people who may be willing to support the opposition but are currently discouraged by its divisions. In other words, the opposition must work together now to prepare for the transition period that will come after the current regime falls.

Finally, cooperation between Russian democratic forces and Europe should be expanded. Despite the current tensions, Russia is still part of Europe, even though debates about the universal nature of European values continue. The ongoing confrontation between Russia and the West is instigated by the Kremlin that needs a foreign enemy to blame for Russia’s domestic problems. Europe’s tepid reaction to the Kremlin’s aggression left the latter with a growing sense that it could continue its policies with impunity. However, as recent developments have shown, what happens in Russia has a direct impact on European countries, therefore the EU can no longer ignore the political situation in Russia. The working group suggested that Europe should be talking more to the democratic part of Russian society rather than the regime. European participants in the working group stressed that in that sense communication is crucially important: European leaders and interested parties need to gain more information on what Russian civil society needs from their European counterparts.

The working group concluded that as part of larger cooperation efforts, Western leaders and Russian activists also need to work together on a road map of measures to repair the relationship between Europe and Russia. This road map should address existing problems, propose possible solutions, and clearly state that there is no place for the spheres of influence in modern Europe.

The working group concluded that no reforms in Russia are possible without political reform, for which constitutional reform and establishing a strong federal system should be the key priorities. Transition to democracy in Russia is achievable, though it will not be easy, the group members agreed. One should not forget that as history has shown in many countries (e.g. Spain, Italy, France), tradition does not determine a country’s political choice

Download Full Report[/vc_column_text]